Get Adobe Flash player




You are here

Home

Работа на опережение: факторы и предпосылки

Развитие идеи «зеленого моста», предложенной Казахстаном мировому сообществу, требует от республики нового экологического подхода в формировании концепции развития и собственной экономики.

На открытии II сессии Парламента V созыва Нурсултан Назарбаев в контексте реализации социально-экономической модернизации Казахстана уделил большое внимание проблемам развития альтернативной энергетики. Этой теме, ранее озвученной в Послании Главы государства народу страны, уделяется повышенное внимание в партийных структурах НДП «Нур Отан», комитетах обеих палат Парламента, на промышленных предприятиях, где реализуются проекты по производству экологически чистой энергии.

В ракурсе «зеленой экономики» рассматривались и вопросы создания инфраструктуры инновационных кластеров на заседании Совета по экономической политике при фракции НДП «Нур Отан» в Мажилисе. В соответствии с поручением Президента на их развитие привлекаются значительные инвестиции. Так, ФНБ «Самрук-Казына» принято решение направлять до 10% чистого дохода в инновации. Объемы финансирования АО «Казахтелеком», «Казпоч­та», «КазМунайГаз», «Қазақстан темір жолы», «Казатомпром», «КЕГОК», «Самрук-Энерго» в 2012 году превысят 42 млрд. тенге. В 2015 году предполагается их рост до 72 млрд. тенге. При этом в бюджетах нацкомпаний заложено суммарное финансирование развития инфраструктуры инновационных кластеров в объеме почти 28 млрд. тенге.

В ходе упомянутого заседания был принят ряд рекомендаций по дальнейшему развитию этой сферы. В частности, предложено интегрировать идеи «зеленого моста» в проекты альтернативной энергетики, энергосбережения и энергоэффективности, разрабатываемые АО «НАК «Казатомпром». Известно, научная составляющая – базовая в деятельности этой компании. И закономерно, что именно она заметно продвинулась в строительстве инновационного «зеленого кластера» в сфере альтернативной энергетики. Фактически являясь «пионером» инновационного кластерного строительства, «Казатомпром» сегодня задает организационный формат развития этого сегмента экономики, отрабатывает его правовые, налоговые и финансовые механизмы, в том числе в аспекте государственно-частного партнерства.

В основу «зеленого кластера» НАК «Казатомпром» по производству фотовольтаических модулей заложены договоренности глав Казахстана и Франции о развитии кремниевой солнечной энергетики в нашей стране. Соглашение по проекту KАZPV подписано в октябре 2010 года в Париже во время визита Главы нашего государства во Францию.

В настоящее время из трех ключевых звеньев полной производственной цепочки кластера уже запущен и выходит на проектную мощность металлургический комбинат «Казсиликон», где производятся переработка сарыкольского кварца и выпуск металлургического кремния. На следующем этапе – очистка уштобинского кремния до солнечного качества, производство поликремния и выпуск фотоэлектрических пластин, для чего строится завод в Усть-Каменогорске. В кластер войдет и завод по производству солнечных модулей (солнечных батарей), строящийся в Астане.

Планируется, что в начале следующего года эти два предприятия – «дочки» НАК «Каз­атомпром» – выдадут первую продукцию высокой добавленной стоимости. То есть налицо ключевые компоненты потенциально успешного кластера, который открывает возможность для развития новых производств и даже отраслей, обеспечивающих комплектующие либо полноценные современные генерирующие источники экологически чистой энергии. Например, на базе созданной казахстанским ученым Альбертом Болотовым установки, известной как «Виндротор Болотова», малых ГЭС, или так называемых станций микс, которые могут преобразовывать одновременно или по мере поступления энергию воды, солнца и ветра в электричество.

У кластера впечатляющие и вполне реалистичные перспективы, в наличии – необходимые для развития составляющие. В первую очередь политическая и государственная поддержка, сформулированная и как задача, и как стратегия. Во-вторых, мощная сырьевая база. Еще один важный компонент – интеллектуальный и производственный потенциал, серьезное финансирование и нескрываемый интерес инвесторов к отрасли, за которой, что понимают все, будущее.

Это красноречиво подтверж­дают и показатели инвестиций в экономику страны, и недавнее исследование инвестиционной привлекательности Казахстана, проведенное компанией «Эрнст энд Янг», согласно которому 85% иностранных инвесторов, работающих в Казахстане, считают страну самым привлекательным рынком в СНГ. Причем инвестирование в инфраструктуру сочли привлекательным 10% респондентов.

Еще один важный благоприятствующий компонент – сформированное правовое поле. В последние годы по поручению Главы государства принят ряд законов, стимулирующих создание отрасли. Один из первых в их ряду – закон о статусе Назарбаев Университета, а также законы о науке, о специальных экономических зонах и, наконец, о господдержке индустриально-инновационной деятельности.

Свод этих правовых актов обеспечивает привлекательность инновационной сферы как для отечественных, так и для иностранных инвестиций, а также для трансферта технологий и размещения наукоемких производств на территории нашей страны.

В качестве примера вновь приведу опыт кластера, развиваемого НАК «Казатомпром». В 2011 году глава компании Владимир Школьник и генеральный управляющий Комиссариата по атомной энергии Франции Бернар Биго подписали Меморандум о намерениях проведения совместных программ НИОКР в области новых материа­лов для различных видов возобновляемых источников энергии. Тогда же было достигнуто соглашение о трансферте французских технологий в Казахстан. Поэтому сейчас все три производственных предприятия «зеленого кластера» развиваются в партнерстве с французскими специалистами. И, как отмечает академик Болат Мукашев, такое сотрудничество чрезвычайно важно и выгодно Казахстану: войдя в кооперацию, используя действующую производственную базу в Усть-Каменогорске, позволившую разместить завод мощностью 60 мегаватт с увеличением до 100 мегаватт, мы обгоняем время, как минимум, на полтора-два года, в сравнении с тем, если бы строили сами и с нуля! А это в современной экономике крайне важно: конкурент­ную борьбу выигрывает тот, кто идет первым. Казахстан в развитии сферы фотовольтаики свой шанс не упускает.

Найденный формат партнерства может быть применен и в других сферах, при создании иных инновационных кластеров – в нефтехимии, развитии биотехнологий, генной инженерии, в сфере переработки редкоземельных элементов, медицине.

Понятно, что инновационная сфера не шаблонна и зачастую требуют не только поправок в действующее законодательство, но и развития новых сфер законотворчества. Красноречивый пример – регулирование отрасли цифровых, компьютерных технологий, которые долгое время значительно опережали в развитии правовые нормы. Такой же сферой относительно нового законотворчества является и регулирование отрасли возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Правда, здесь законодатели сработали на опережение: Закон «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» был принят в июле 2009 года, когда контуры отрасли только-только формировались. А по мере развития совершенствовалась и законодательная база. Так, в марте 2010 года Главой государства был подписан указ, которым поручалось предусмотреть организацию работ и разработку плана размещения объектов по использованию ВИЭ. Это обусловило необходимость поправок в законодательные акты по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии, над которыми в настоящее время работает наша комиссия.

Если сформулировать коротко суть изменений, то принципиальной является позиция, которую мы хотим обеспечить: создание конкурентной среды в сфере энергетики. Не только на рынке альтернативных источников, а в целом в отрасли. Мы хотим предусмотреть механизмы, которые поставят в равные конкурентные условия как традиционные сферы энергетики, так и возобновляемые. Понятно, что при работе над законопроектом мы опираемся на передовой европейский опыт. А согласно экспертным оценкам Европейской комиссии, к 2020 году в странах Евросоюза в индустрии ВИЭ будет создано уже 2,8 млн. рабочих мест. При этом сама индустрия будет создавать 1,1% ВВП, что обус­лавливает объемы компонентов и оборудования, в том числе турбин, солнечных панелей.

Понятно, пока инновационные идеи и технологии не окупят себя, законодательством страны будет предусмотрен механизм государственного стимулирования и поддержки отрасли. Мы хотим предусмотреть преференции для поддержки ВИЭ, чтобы стимулировать массовость этого явления. Ведь важно не только наладить серийное производство экологически чистых источников энергии, но и показать их привлекательность для потребителей. Мы хотим, чтобы граждане страны стали участниками процесса, выгодного и для них, и для государства.

В числе задач, которые предстоит решить, не только развитие локальных сетей, но и систем передачи энергии, вырабатываемой альтернативными энергоустановками через единую сеть. Здесь есть несколько вопросов, которые мы прописываем в законопроекте: о развитии соответствующей инфраструктуры, о тарифной политике, о мерах стимулирования, о расчетных центрах и операторах сетей.

Прорабатываются и вопросы устранения законодательных барьеров, препятствующих развитию сферы ВИЭ. Приведу пример. Прежде законодательством предусматривалось приобретение энергии только у квалифицированных поставщиков, что автоматически отсекало «альтернативщиков». Сегодня этот барьер снят: определение «квалифицированных» изъято. Однако подобных моментов в действующем законодательстве еще немало.

Помимо обеспечения законодательной платформы ВИЭ, нашей задачей, согласно поручению Главы государства, является мониторинг этой сферы. Сегодня он сводится к парламентским слушаниям. Перед депутатами отчитываются представители местных властей, энергетических компаний, распределительных сетей. Также мы заслушиваем отчеты на заседаниях комиссии и на совете НДП «Нур Отан».

Это позволяет отслеживать ситуацию в разрезе регионов и вырабатывать соответствующие рекомендации, которые служат основанием для корректировки законодательной базы. По мере развития отрасли ВИЭ мониторинг будет расширяться и обретать иные формы.

Если резюмировать задачи комиссии, то можно сказать: мы пытаемся сделать закон о ВИЭ жизнеспособным, чтобы он обеспечил эффективную поддержку всей энергетической отрасли, в которой будет место и альтернативной энергетике, и традиционной, но существенно «позеленевшей».

Николай КУЗЬМИН,

депутат Мажилиса, руководитель Рабочей комиссии по вопросам индустриально-инновационного развития и функционирования кластеров Совета по экономической политике при фракции НДП «Нур Отан»





Казахстанская правда
www.kazpravda.kz

Russian